1

Тема: [Оценка] Создать программу для ведения мед.документации

Сперва просто проблема: в одной из медицинский специальностей врачи очень много времени тратят на написание историй болезни и т.к. каждый врач пишет в своей собственной манере, у этих медицинских записей малая преемственность (т.е. следующий врач, ведя пациента часто вынужден начинать все сначала). Кроме того, есть разногласия в использовании некоторых терминов, алгоритмов назначения лекарств и т.д. В настоящее время делаются активные попытки стандартизации лечения, но пока это только увеличивает количество необходимых врачебных записей. Все врачи пользуются ПК как печатной машинкой. Денег у здравоохранения на создание полноценных медицинских информационных систем нет, как и нет понимания их необходимости. Кроме того, нет понимания, что именно (с медицинской точки зрения) нужно включать в такие МИС пока нет.

Таким образом задача: создать шаблон с возможностью автоподстановки, который бы выполнял функции:
а) уменьшал бы время, затрачиваемое на заполнение мед.документации
б) стандартизировал записи
в) позволял бы хранить и в последующем выгружать данные о больных для статистической обработки записей с целью оценки использования терминологии, изучения болезней, алгоритмов лечения, их соответствия стандратам и т.д.
г) в последующем имел бы встроенные алгоритмы поддержки принятия врачебных решений (т.е. порекомендует наилучшее в данном случае лекарство и проследит чтобы с дозой лекарства не переборщили)
При этом: ПК не объединены в сети (идея раздавать их врачам разных ЛПУ), не имеют подключения к интернет (даже если подключены - тут проблема конфиденциальности). Данные для статистической обработки можно собирать вручную на каждом пользовательском месте. Полученные в результате работы с шаблоном документы естественно выводятся на печать (т.е. являются юридическим документом только в напечатанном виде), поэтому должны иметь приемлемый вид.

Идея в том, чтобы использовать для хранения и последующей обработки информации не релятивисткую базу данных, а файл написанный с использованием RDF или XML (извините м.б. за не совсем корректное использование терминов - я врач). Насколько я представляю себе rdf, этот путь кажется более предпочтительным как минимум т.к. позволит лучше собирать информацию с разных ПК, из различных версий программ (т.е. если изменится число и порядок пунктов и т.д. и т.д.). Уже существуют онтологии медицинских терминов, которые нас интересуют, в настоящее время мы планируем взяться за их перевод и адаптацию.

Вопросы:
а) правилен ли путь?
б) какие программные средства лучше использовать? (преобразование: текст вводимый врачом <-> файл с rdf (xml) -> база данных, в которой собирается информация из множества файлов)
в) есть ли люди которые готовы взяться за техническую сторону этой работы. Сколько это будет стоить? Некоторые средства у нас уже зарезервированы (оплата по официальному договору).  Возможно научное сотрудничество (совместные публикации и пр).

Thumbs up +1 Thumbs down

2

Re: [Оценка] Создать программу для ведения мед.документации

Добрый день,

Если я правильно понял, то вы фактически описываете то, что обычно называется Electronic Medical Records (EHR) [1]. Как вы догадываетесь, Вы далеко не первые, кто заинтересовался этой задачей, поэтому самое правильное будет изучить опыт создания таких систем с использованием семантических технологий.
Непосредственно их реализацией я не занимался, но я знаю тех, кто занимается smile  У нас в универе ребята из группы BHIG [2,3] работают в сотрудничестве с Siemens Health над подобными медицинскими решениями. Разумеется, существуют NDA, но дать дельные начальные советы они смогут. Если есть проблемы с английским, то я могу послужить в качестве интерфейса.
В любом случае, начинать надо со стандартизации терминологии, а потом уже переходить к статистике и поддержке принятия решений. В качестве онтологий Вам наверняка понадобится SNOMED-CT. Если Вам понадобится помощь в технической стороне работы с ней или другими онтологиями (NCI, FMA) - я постараюсь помочь.
Так что путь правильный. Например, следующая версия всемирной классификации болезней (ICD-11) будет иметь вид OWL-онтологии и очень желательно, чтобы мед. системы умели с ней работать (поправьте меня, если я ошибаюсь, но из нее должны браться причины смерти). Не исключено, что этот аргумент поможет Вам в убеждении начальства.

[1] http://en.wikipedia.org/wiki/Electronic_medical_record
[2] http://intranet.cs.man.ac.uk/bhig/
[3] http://intranet.cs.man.ac.uk/bhig/people.php

3

Re: [Оценка] Создать программу для ведения мед.документации

Буржуи используют RDF для представления "отчётных" данных и истории болезни, потому что там всё достаточно хорошо формализуется. Названия болячек стандартизованы, названия лекарств и описания простых процедур тоже. PavelK меня опередил со ссылками.

В то же время сложные/нестандартные процедуры описываются "почти текстовыми" XML-документами, в которых разметкой выделены стандартные термины (названия инструментов, анатомические термины, указывающие где хирург чего делал и т.п.), при этом человек пишет текст с нуля или заполняет простой шаблон, а редактор распознаёт ходовые словосочетания и подсказывает большую часть разметки. У меня случайно завалятся один такой документ в тестах, он очень старый, но за прошедшие годы вряд ли что-то принципиально поменялось:

<report>
  <section>
    <section.title>Procedure</section.title>
     <section.content>
      The patient was taken to the operating room where she was placed
      in supine position and
      <anesthesia>induced under general anesthesia.</anesthesia>
      <prep>
        <action>A Foley catheter was placed to decompress the bladder</action>
        and the abdomen was then prepped and draped in sterile fashion.
      </prep>
      <incision>
        A curvilinear incision was made
        <geography>in the midline immediately infraumbilical</geography>
        and the subcutaneous tissue was divided
        <instrument>using electrocautery.</instrument>
      </incision>
      The fascia was identified and
      <action>#2 0 Maxon stay sutures were placed on each side of the midline.
      </action>
      <incision>
        The fascia was divided using
        <instrument>electrocautery</instrument>
        and the peritoneum was entered.
      </incision>
      <observation>The small bowel was identified.</observation>
      and
      <action>
        the
        <instrument>Hasson trocar</instrument>
        was placed under direct visualization.
      </action>
      <action>
        The
        <instrument>trocar</instrument>
        was secured to the fascia using the stay sutures.
      </action>
     </section.content>
  </section>
</report>

4

Re: [Оценка] Создать программу для ведения мед.документации

Спасибо, PavelK - свои вопросы, касающиеся Ваших коллег я позволил себе отправить Вам в личку.
Спасибо, iv_an_ru. Действительно с точки зрения медицины тут есть два противоположных подхода:
1) формализованный. Он позволяет легко статистически обрабатывать данные и, кроме того, на самом деле лежит в основе принятия врачебных решений (особенно по стандартам и алгоритмам, которые очень активно проникают во все медицинские сферы). Например, такой подход используются в приемных покоях некоторых наших больниц - там есть такие бланки на которых нужно подчеркнуть нужный вариант ответа. Кроме того, такой подход доминирует в клинических исследованиях. Вот пример программы, работающей по такому принципу http://www.opencdms.org/download Т.е. там в большинство информации вводится в виде шкал: по каждому параметру нужно поставить значение от минимума (например, 0) до максимума (например, 7). В этом варианте - почти полное обезличивание, после, прочитав такие мед.записи, не восстановить картину того ,что происходило с пациентом.
2) свободный текст. Некоторые считают, что все богатство различных вариантов патологии нельзя вместить в схему, а если пытаться это сделать то получится слишком много пунктов, заполнение которых будет отнимать очень много времени. При этом в при написании текста в свободной форме в компьютерных системах введенные слова могут действительно вылавливаться и к ним присваиваются теги. Например, здесь такую программу раздают для MS Office http://www.aksimed.ru/products/aksi_lin … Office.php  В нашем университете (СПбГМУ) тоже лет 10 назад начинали делать похожую систему, но к сожалению она не прижилась т.к. не может ни значительно облегчить работу врача (а соответственно нет стимула ее использовать), ни выводить стат.отчеты (а значит не интересна начальству, которому статистика нужна для управления клиникой).
Поэтому истина, вероятно, находится где-то посередине, т.е. нужно сочетание этих подходов на разных этапах ведения мед.документации. К сожалению, таких готовых продуктов до настоящего времени я не видел.

Thumbs up +1 Thumbs down