1

Тема: «Новые образовательные технологии в вузе», Екатеринбург

Состоялась конференция в Екатеринбурге. Материалы конференции доступны по адресу http://dist.ustu.ru/ioit/show.asp?file=notv2010
Конференция посвящена дистанционному обучению. Темы, затрагивающие семантику в дистанционном обучении представлены в докладах:

Филосова Е.И., Рыкова О.В. Использование онтологии в объектной технологии обучения. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010., с. 123-127.
Аннотация автора
Рассматривается способ организации образовательного ресурса для цели электронного обучения. Предлагается методология проектирования указанного образовательного ресурса в рамках объектного подхода на основе использования онтологий и соответствующих тезаурусов.
А что внутри?
Рассматривается объектный подход организации учебных контентов - учебные материалы разбиваются на учебные объекты, каждый объект самодостаточен, так как содержит всю необходимую информацию для организации внешних связей. Информация представлен метаданными. Предложена модель образовательного объекта, автор предлагает расширить набор стандартных атрибутов с помощью атрибутов педагогического характера, что позволит усовершенствовать механизмы автоматической адаптации учебных материалов.
Предложена модель учебного модуля на основе семантически упорядоченных учебных объектов. Для интеграции знаний предлагается использовать предметную онтологию, отражающую виды деятельности, и онтологию обучения.


Шерстнев Е.В. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОНТОЛОГИЙ В ПОСТРОЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010., c. 140-142.
Аннотация автора
Решение проблемы хранения, обработки, стандартизации и каталогизации образовательных материалов и ресурсов с применением элементарных онтологий на всех уровнях информационной структуры.
А что внутри?
А внутри есть ссылка на знакомый ресурс  smile  (список литературы) - Е.А. Жыжырий, С.С. Щербак. Применение web-онтологий в задачах дистанционного обучения. http://shcherbak.net/dist/ 
Автор говорит об элементарных онтологиях - некий словарь, представляющий собой ссылки на понятия предметной области и логические утверждения, описывающие отношения между этими понятиями. Онтология строит систему отношений в виде ориентированного графа. Эффективность работы может быть обеспечена при использовании строгих правил и участии всех разработчиков образовательных ресурсов в формировании распределенных онтологий.
В целом написано хорошо и жизнеутверждающе. К сожалению, доклад очень краткий и не содержит подробностей реализации. Значит, будет ждать новых работ автора!

Дернов Г.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АГЕНТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 2. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010., c. 224-227.

Аннотация автора
In the majority information technology in education represents itself as means of the traditional didactics and doesn't provide “feedback” – formation of new educational paradigm. In the report one of possible ways of realisation of the
active didactic process (creation of the intelligence multi-agent learning environment) is presented.

А что внутри?
Описаны результаты разработки интеллектуальной многоагентной обучающей среды. Ключевое понятие - концепция активного учебника, способного принимать решения о предоставлении дополнительной информации ученику.

Грегер С.Э. РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ УЧЕБНОГО ПОРТАЛА НА БАЗЕ CMS PLONE. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010., c. 97-100.

Аннотация автора
Представлена объектная модель и функциональное описание комплекта средств разработки (SDK) для обеспечения возможностей электронного обучения в составе портала на основе CMS Plone. Представленные компоненты пред-
назначены для создания электронных учебных курсов, формирование учебных групп, а также экспорта-импорта содержимого портала. Совместное использование представленных и стандартных компонентов Plone позволяет решать различные проблемы в области электронного обучения.

А что внутри?
Автор дает описательную часть программных компонентов для поддержки E-learning - E-learning SDK.
Портал предусматривает дальнейшее развитие образовательных функций. Причем предусмотрительно предполагает развитие семантических возможностей  портала smile. Для этого встроена поддержка внешних онтологий в формате OWL и внутренних онтологий представленные в специальном внутреннем формате на базе специального преобразователя.

Гущин А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010., c. 243-245.

Аннотация автора
В последнее время участились и активизировались представители различного рода псевдонаучных направлений, связанных с геопатогенными зонами и наблюдаются активные попытки внедрения таких взглядов в архитектуру и градостроительство. Актуальной являются методические вопросы формирования научного мышления у будущих магистров и аспирантов, а также внедрение этих методов в учебный процесс.

А что внутри?
Онтологическое мышление - жизненно необходимая штука. И обучать этому студентов нужно с младых ногтей.
Я согласна smile. А вы?

Thumbs up Thumbs down